Версия для слабовидящих
На протяжении нескольких лет специалистами Центра содействия укреплению здоровья воспитанников и подразделения лечебной физкультуры школы-интерната разрабатывалась и внедрялась программа адаптивной физической культуры для воспитанников школы-интерната. Однако этот опыт может и должен получить широкое применение в других общеобразовательных учреждениях, так как количество детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата с каждым годом неуклонно возрастает.

       Поэтому мы подготовили к изданию и выпустили книгу "Движение и здоровье", в которой подробно описан Программно-методический комплекс системной коррекции последствий сколиоза у детей и подростков средствами адаптивной физической культуры. Эта программа может быть использована на уроках физической культуры и плавания в любом общеобразовательном учреждении. Программно-методический комплекс прошел экспертизу Федерального экспертного совета при Министерстве Образования и получил гриф "Допущено" (приказ № 26/138а-6 от 10.03.2004).

       Кроме того в 2003-2004 учебном году коллектив получил грант на разработку дистанционного курса повышения квалификации учителей по Программно-методическому комплексу "Движение и здоровье". Курс успешно внедряется краевым институтом повышения квалификации работников образования.

Специалистами нашей школы проводятся семинары в рамках повышения квалификации учителей физкультуры

       В основу программы по адаптивной физической культуре положен комплексный системный подход использования средств, форм и методов физического образования как наиболее эффективного педагогического процесса, направленного на коррекцию физических и психических нарушений у детей со сколиозом.

       Актуальность применения средств физического воспитания в лечении сколиоза у детей объясняется их высокой эффективностью, поскольку сочетанное воздействие на организм всего комплекса средств обеспечивает как общеукрепляющий эффект, так и целенаправленное профилактическое и корригирующее воздействие. Социальный аспект актуальности физического воспитания в обществе обусловлен парадоксальным явлением, проявившимся в последние 25-30 лет XX столетия. Суть этого парадокса сводится к ухудшению физических кондиций подрастающего поколения на фоне повышающихся требований к физическим и психическим кондициям ребенка как в системе образования, так и в системе здравоохранения. Без установления истинных причинно-следственных связей этого явления говорить о гармоничности развития ребенка не приходится.

       В русле рассматриваемой проблемы на первый план выходит формирование целей, задач, форм, средств и методов адаптивной физической культуры, которые в условиях группового обучения детей школ любого типа и вида необходимо осуществлять через соответствующие программы - учебно-методические комплексы.

       Программа по физическому воспитанию ставит своей целью обеспечить высокий уровень всесторонней физической подготовленности учащихся. Достижение такого уровня возможно лишь при эффективном использовании средств физического воспитания. Разнообразные формы организации занятий особенно необходимы, когда в организме имеются болезненные отклонения, или он ослаблен. Все формы занятий объединяются в единую образовательную систему. Содержание уроков призвано осуществлять общую организующую и управляющую функцию в образовательном процессе.

       Так как программно-методический комплекс рекомендуется для коррекции физических и психических нарушений у детей со сколиозом, то следует отнестись к понятию адаптивной физической культуре. Адаптивная физическая культура (адаптивное физическое воспитание, адаптивный спорт, адаптивная физическая реабилитация) являются областью социальной практики, позволяющей эффективно решать задачи интеграции инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья в общество. Основная задача адаптивного физического воспитания состоит в формировании у людей с отклонениями в состоянии здоровья осознанного отношения к своим силам, твердой уверенности в них, готовности к смелым и решительным действиям, преодолению необходимых для полноценного функционирования субъекта физических нагрузок, а также потребности в систематических занятиях физическими упражнениями, в осуществлении здорового образа жизни в соответствии с рекомендациями врача лечебной физкультуры.

       По состоянию здоровья и физической подготовленности детей, больных сколиозом, обучающихся в образовательных учреждениях необходимо делить на две группы:

  • подготовительную, куда входят учащиеся, отстающие в физическом развитии и слабо физически подготовленные ("ослабленные")
  • специальную, куда входят учащиеся, имеющие отклонения в состоянии здоровья временного или постоянного характера ("больные").

       Учащиеся подготовительной группы занимаются по общей программе и участвуют во всех формах занятий, но выполнение программных нормативов физической подготовленности для ослабленных учащихся несколько отсрочено. Обязательной формой занятий для них является основные уроки в составе основной группы. В целях лучшего усвоения программного материала для подготовительной группы предусматриваются дополнительные уроки. Из внеурочных форм особое значение для стимулирования развития физических качеств имеют секционные занятия по общей физической подготовке.

       Учащиеся, отнесенные к специальной группе, занимаются по особой программе. В ее основу положено содержание общей программы, из практического раздела которой исключены средства физического воспитания, способные вызывать перенапряжение организма, например, физические упражнения, приводящие к максимальным и близким к ним напряжениям опорно-двигательного аппарата. В программе предусматриваются следующие практические разделы: спортивные подвижные игры, легкая атлетика, гимнастика, лыжная подготовка. Специальная программа не содержит нормативных требований, хотя предусматривает достижение уровня физической подготовленности школьника. Содержание специальных уроков физической культуры, их главные функции следует рассматривать в единстве с общими уроками физической культуры. Большое значение для достижения оздоровительной цели в физическом воспитании учащихся специальной группы имеют внеурочные формы занятий: физкультурные мероприятия в режиме дня, гимнастические и закаливающие процедуры, а также самостоятельные занятия, связанные со спецификой и индивидуальной особенностью отклонений в состоянии здоровья.

       Основные задачи физического воспитания для детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата:

  • укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию с акцентом на создание мышечного корсета и стабилизацию позвоночника, создание физиологических предпосылок для восстановления правильного положения тела, воспитание и закрепление навыка правильной осанки, нормализация функциональных возможностей всех систем организма и особенно дыхательной и сердечно-сосудистой, повышение неспецифических защитных сил организма;
  • развитие двигательных способностей;
  • обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
  • приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;
  • воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности, укрепления здоровья и самолечения;
  • содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов и свойств личности.

       С целью тренировки функции дыхательной и сердечно-сосудистой системы воспитанников, им показаны циклические виды физических упражнений, особенно те, что выполняются на открытом воздухе. Из них наиболее целесообразны лыжи (симметричная работа правой и левой половины тела, при этом позвоночник занимает срединное положение, мышцы туловища, брюшного пресса и конечностей получают равномерную нагрузку, тело находится в устойчивом равновесии во фронтальной плоскости). Занятия проводятся на открытом воздухе, что способствует ликвидации гипоксии, имеющей место у этих больных.

       Учитель должен обеспечить каждому ребенку с нарушениями опорно-двигательного аппарата одинаковый доступ к занятиям физическими упражнениями, предоставить им разноуровневый по сложности и субъективной трудности усвоения материал программы, создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребенка, помочь ему в самоопределении. При этом ему необходимо опираться на широкие и гибкие средства и методы обучения.

       Уроки адаптивной физической культуры должны строиться на принципах медико-ориентированной педагогики для ребенка, больного сколиозом, личностного подхода, оптимизации и интенсификации учебно-воспитательного процесса, основанных на прогрессивных психолого-педагогических и психолого-физиологических теориях и достижениях медицины в области консервативного лечения сколиоза.

Электронный дневник

МБОУ школа-интернат № 1
Устав
Телефон МППК: (8-391) 246-34-82
(в рабочее время)

Факс: (8-391) 298-30-21
E-mail: school_int_1@mail.ru

Администратор сайта: Корноухова Людмила Михайловна

Учебный календарь

Памятка для зачисления в первый класс

Уполномоченный по правам ребёнка

Сухих Людмила Петровна

принимает граждан
в среду с 15:00 до 17:00
в субботу с 12:00 до 15:00

E-mail: suhihlp@yandex.ru

Контактный тел.: 8-908-210-72-58

см. рубрику Нормативная база

Права детей (контакты)

Детский телефон доверия

KRASNOYARSK 2019 29th winter universiade
Навигатор абитуриента - 2017
^ Наверх